Основой дистанционного обучения являются систематические занятия (лучший вариант – ежедневные). Такой подход к образованию позволяет обеспечить система дистанционного обучения. Хотя такое обучение принято считать индивидуальным, общение преподавателя и ученика посредством компьютера, его можно рассматривать и как коллективное обучение, а точнее индивидуальное обучение с элементами коллективного обучения.
В системе дистанционного обучения большое значение отводится работе в группе, которая организуется при помощи чатов, форумов и прочих коллективных форм работы. В дистанционной форме обучения посредником между преподавателем и учеником становится непосредственно система дистанционного обучения, представляющая собой комплекс модулей, которые отвечают за определённые этапы обучения. Схема дистанционного обучения может быть представлена следующим образом. Вначале идёт подача теоретического материала посредством урока-лекции, мультимедиа, описания лабораторной или практической работы, глоссария и библиотеки. Затем следует проверка степени усвоения поданного материала, которая осуществляется через подачу отчёта о проведении лабораторной или практической работы, через ответы на вопросы, прилагающиеся к уроку-лекции, и через решение задач в рамках выполнения домашних заданий. Степень усвоения программного материала контролируется так же контрольными работами и экзаменами, проводимыми в форме вопросов или тестов.
Дистанционная форма обучения включает в себя общение учащихся между собой и с учителем.
Рынок программных продуктов, предназначенных для дистанционного обучения, в последнее время является одним из наиболее динамичных. Спрос на дистанционное образование в России, с точки зрения отечественных специалистов, составляет порядка 1,5 млн. человек в год. В США по дистанционной технологии обучают на дому своих детей десятки тысяч семей. Это позволяет им высвобождать время для его эффективного и удобного использования. Разработкой систем дистанционного обучения занимаются многие компании в мире.