Стимула к сознательному обучению у детей не возникнет до тех пор, пока существует школа с её расписанием, звонками, уроками, домашним заданием. Некоторые из сторонников альтернативного обучения советуют оставить детей в покое и предоставить им полную свободу, дать им право заниматься самостоятельными исследованиями и постижением мира. Они уверенны, что тогда дети и начнут действительно что-нибудь изучать. И делать это они будут с удовольствием, иначе обучение превращается в бессмысленное насилие над детьми. Много лет назад к такому выводу пришел специалист в области прикладной и теоретической этики образования, талантливый преподаватель английского языка Милослав Александрович БАЛАБАН, являющийся в настоящее время доцентом МГУ им. Ломоносова. Некоторые могут возразить, ссылаясь на то, что миллионы детей учатся и, вроде бы, не испытывают дискомфорта при такой системе обучения, которая существует в массовых школах. Но тут возникает вопрос о качестве образования, приобретаемого послушными отличниками и отдельными интеллектуалами. Не превращается ли оно в элементарное натаскивание прилежных детей в тех областях, к которым у них отсутствует интерес?
Второй стороной проблемного школьного образования является возникновение конфликтов между учащимися или педагогом и учеником, которые просто неизбежны в случае отсутствия у ребёнка социальной адаптивности, что приводит к возникновению в стенах школ настоящих «войн». В школах имеет место партизанское сопротивление детей в ответ на карательные меры взрослых, но победителей при этом не бывает, так как на этом фронте всё и всегда без перемен. Большинство педагогов - это интеллигентные добрые люди, которые требуют безоговорочного выполнения их требований: выученных уроков на фоне абсолютной дисциплины. И делают это они потому, что не представляют себе другого порядка в школе. Однако процент усвоения знаний детьми при таком школьном образовании весьма невелик – около 10%. Исследования Института Гэллапа, проведённые в наше время, доказали это.
Возникает правомерный вопрос: что всё таки важнее - комплекс знаний, умений и навыков, полученный путём послушания, унижения, нервных срывов и потери здоровья или счастье ребёнка, обеспеченное возможностью учиться без понукания и присмотра в обстановке свободы и уважения?